Художник-монументалист – это особый художник. Он должен знать и понимать архитектуру, её пространственный образ, масштаб. Он должен уметь конструировать изображение таким образом, чтобы оно резонировало, усиливало, и само усиливалось от союза с пространственной средой. Если художник-станковист, как правило, живёт внутри картины, и он создаёт своё особенное иллюзорно-изобразительное или декоративно-условное пространство, если он отграничен рамой от среды, то монументалист не имеет на это права. Он не имеет права на самый выразительный «шёпот», но должен говорить громко, отчётливо, «во весь голос». Он должен иметь такие внутренние качества психики, такие навыки, которые ему позволят быть таким.
Профессия монументалиста предполагает умение работать с разными материалами. Как мы знаем, знаменитейший монументалист Микеланджело был превосходным скульптором и живописцем. Но самое главное – он мыслил масштабно, будучи сам великим человеком. И это мы видим не только в его изобразительном творчестве, но и в стихах – не менее грандиозных.
Материалы и техники, которые используют современные художники монументалисты – это скульптура, стенные росписи, мозаики, витражи, эмали по металлу и многое другое. Расширилась тематика произведений и арсенал пластических приёмов, во многих случаях – сугубо индивидуальных. Так, например, мозаика развивается и на основе классических традиций, и приобрела много нового. Помимо традиционной смальты и камня, художники применяют стекло разных видов, гальку, и находят способы необычного набора.
Петербургскими монументалистами создано бессчетное количество художественных произведений, оформивших многочисленные архитектурные объекты по всему миру. Сегодня членами секции монументального искусства являются 191 человек, в том числе Народный художник РФ Талащук Алексей Юрьевич и Заслуженные художники РФ: Анопова Валентина Акимовна, Гусаров Василий Петрович, Кондуров Александр Андреевич, Пономаренко (Савина) Светлана Петровна, Сухоруков Юрий Николаевич и Уралов Иван Григорьевич.