Живописная лирика памяти
Разматывая нить воспоминаний, мы всякий раз затрагиваем одни и те же узелки — картины, образы и события, пребывающие с нами неизменно.
Игорь Бурмистров, художник, чья главная тема — память, обращается в своем искусстве к постоянно повторяемым образам и картинам, которые в своей сумме образуют самую суть личности. Память, по слову о. Павла Флоренского, — это и есть человек. Более того, память, взятая в своей глубине, образует новую реальность, более реальную, нежели непосредственный эмпирический поток.
Мальчик, девочка, береза, пыльная летняя дорога под облаками, новогодняя елка — тематический каталог Игоря Бурмистрова сужен до того, что почти исчерпывается этим перечислением. Обращаясь к одним и тем же памятным образам и живописно варьируя их в стремлении сделать их наиболее «адекватными душе», художник касается «подлинной реальности», архетипические образы которой близки к тому, чтобы стать общими для всех людей.
Зрелый и искушенный живописец, давно окончивший Академию художеств по соответствующему факультету и прошедший трудный путь независимого поиска, пишет светлые картины, где свет предстает уже не в физической, а в другой, «невечерней» природе. Живописное мастерство, соединенное с почти детским, усиленным взысканием прочности, повторяемости, надежности, «чтобы все были вместе», вызывает на холстах почти символические образы веры, надежды и любви.
Живопись Игоря Бурмистрова строго ограничена в выборе выразительных средств — в такой степени, что можно говорить об их аскетизме. Излишнее последовательно отбрасывается ради того, чтобы выделить главное — образ света, являющийся излюбленным в русском религиозном сознании. Много лет занимаясь церковной стенописью, художник использовал свои открытия в области цвета и тона для создания больших циклов росписей в очень светлой и теплой гамме.